суббота, 09 сентября 2006
Каллитография Арабского Письма (Хат)
Когда мы слышим слово каллитография то на ум сразу приходит искусство украшения арабского письма. Это искусство появилось вследствие долгого периода развития арабского алфавита в 6-10 веках.
Турки долгое время не вносили свой вклад в развитие каллитографии после того как приняли мусульманство и перешли на арабский алфавит. Интерес у турков к каллитографии появился когда они основались в Анатолии и самый расцвет этого вида искусства приходится на период османского правления. Период влияния Якуты Мустасыми в Анатолии начинается в середине 13-го века и кончается в середине 15-го века. Шейх Хамдуллах живший в том столетии (1429-1520) произвел некоторые изменения в правилах Якуты Мустасыми и искусство арабской каллитографии приобрело более теплый и мягкий вид. Понятие каллитограического искусства и стиль Шейха Хамдуллаха, считавшегося основателем турецкой каллиграфии, продлились до 17-ого столетия. Впоследствии, Хафыз Осман (1642-98) придал более совершенный вид эстетичности этого вида искусства. Последующие мастера каллитографии в своих работах последовали примеру Хафыз Османа.
Помимо шести видов каллитографического письма (акламы ситте), турки ввели свой стиль в написании талического почерка арабского письма, найденного иранскими мастерами. В 18-ом веке Мехмед Эсад Есари (умер в 1798 году) и его сын Есаризаде Мустафа Иззет (умер в 1849 году) придали новейший вид талическому почерку арабского письма, который был под иранским воздействием. Турецкое искусство каллитографии также переживало свой расцвет в 19-ом и начале 20 столетия, но в 1928 году после принятия латинского алфавита потеряло свою широко масштабность и приняло форму традиционного вида искусства, преподаваемого в определенных учебных заведениях.
читать дальше
Виды письма
Есть еще множество видов каллитографического письма помимо тех шести и иранского вида талического письма, появившихся вместе с рождением каллитографии. Одна часть этих шрифтов не смогла распространиться, другая же нашла свое применение в некоторых определенных областях. Например, найденный турками вид письма «дивани» применялся только в написании важных документов в «Дивани хюмаюн»,а вид «сиякат», трубующий специального обучения для умения писать и читать, использовался в написании финансовой документации. Легкий в написании шрифт «рик-а» часто использовался в повседневном письме тоже был причислен одному из видов каллитографического письма в 19-ом веке. Шрифт «рик-а» не следует путать со шрифтом «рика», являющимся одним из шести видов каллитографического письма.
В каллитографическом искусстве виды письма также по разному именуются в зависимости от своего размера. Виды письма использовавшегося в написании настенных табло, святописаний на стенах мечетей, гробниц и религиозных мест имеют название «джели», что значит большой. В написании «джели» чаще всего использовались шрифты «сюлюс» и «талик». Мелкие каллитографические тексты называются «хурде», а очень мелкие трудно разборчивые тексты носят название «губари» (пыль).
Письменные принадлежности
Основным средством в написании каллитографии является перо, которое в основном изготовлялось из тростника. Конец тростника при помощи специального ножа заострялся до нужных размеров в зависимости от размера толщины шрифта. А для текстов «джели» подготавливалось специальное деревянное перо. Для написания очень тонких шрифтов также использовались металлические наконечники. Чернила используемые в каллитографии тоже имели особый способ приготовления. Масленая копоть перемешивается с некоторыми добавками и таким образом получаются довольно скользкие чернила которыми нетрудно писать на бумаге и легко стирать при исправлении ошибок. Бумага на которой производилась каллитография также была особенной, для того чтобы чернила не расплывались и текст плавно ложился на лист применялась особая шлихтованная бумага.
Обучение каллитографии
Людей занимающихся каллитографией зовут «хаттат», что значит «мастер, умеющий красиво писать». Каллитография на протяжении столетий передавалась мастером своему подмастерью. Желающий научиться этому искусству мог поучиться у мастера. Начальные уроки каллиграфии называются «мешк» и носят упражняющий характер. Вначале изучается правописание каждой буквы, потом следуют упражнения слитного написания буков в слоге и слов. В среднем после пяти лет обучения кандидат в мастера сдавал своего рода экзамен в присутствии трех мастеров каллитографии. Если экзаменаторов устраивало умение ученика владеть каллитографией, то они расписывались под его письмом, и этот экзаменационный лист становился своего ро да дипломом или разрешением заниматься этим ремеслом, что носило название «иджазетнаме», если же у умельца писать каллитографию не имелся «иджазетнаме», то он не считался мастером и не имел право ставить подпись под своей работой.